| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развивающие истории для детейПрименение приемов НЛП для воспитания и развития детей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]()
|
Как помочь малышу преодолеть его детские, но такие важные для него проблемы и страхи? Как показать ребенку возможные варианты поведения в общении с окружающим миром? Как ненавязчиво дать совет ершистому подростку?
Одним из эффективных способов помочь своему ребенку являются развивающие, терапевтические или обучающие истории. Не зря маленькие дети так любят сказки, а чуть подросшие - еще больше любят слушать взрослые разговоры и случаи из жизни. Для них это способ многое понять в этом мире. Многие родители замечают, что рассказанная к месту история из своего детства или из жизни знакомых часто помогает ребенку сильнее, чем самые правильные советы и указания. Однако лишь немногие применяют этот способ осознанно и целенаправленно. А между тем, специалисты по НЛП (нейро-лингвистическое программирование - современная технология личностного развития) считают, что эта методика вполне доступна любому человеку, часто достаточно познакомиться с основными принципами и примерами построения историй - и дело пойдет. На этой странице я собираю коллекцию обучающих и развивающих историй для детей и советы специалистов тем, кто хочет научиться их рассказывать, а также разные полезные ссылки по практической психологии и развитию детей.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Выдержки из книги Дорис Бретт "Жила-была девочка, похожая на тебя": для чего нужны истории, почему они действуют лучше, чем прямые советы,
примеры историй и руководство для родителей по составлению историй для своих детей.
По моему опыту - это отлично работает с детьми лет с 3,5 - 4-х и до тех пор, пока дети вообще готовы слушать родительские истории. С этой книги мне оказалось легче всего начать, я просто действовала по аналогии, подставляя конкретные ситуации своего ребенка. Истории про Энни... Мне кажется, этот материал может быть полезен многим. А тем, кто уже знаком с НЛП, будет интересно, как знакомые приемы адаптированы применительно к работе с детьми. Истории, являясь многоуровневыми метафорами, включают в себя также такие приемы и техники НЛП, как присоединение и ведение, рефрейминг содержания и контекста, стратегию "удачника", моделирование навыков и способностей, перенесение знакомых стратегий в новый контекст, обращение к ресурсным состояниям и многое другое. Мне очень понравился пример того, как изящно введена и приспособлена к детскому восприятию одна из любимых рамок НЛП "как если бы". Кроме того, эта форма позволяет свободно наполнить ее любым содержанием, направленным на обучение, развитие и расширение карты ребенка. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
А здесь приведен пример метафорической истории, придуманной Ириной
Гавриловой для своего 4-летнего сына, в связи с проявившимся у него страхом смерти
Я знаю, что многие дети примерно в этом возрасте сталкиваются с подобными страхами, и видела уже несколько примеров того, как только чтение этой сказки помогло детям (и родителям!) пройти этот естественный этап развития практически безболезненно. Просто прочитайте эту сказку вместе с ребенком, послушайте, что он вам скажет, поразмышляйте вместе с ним... И пусть она послужит вам еще одним вдохновляющим примером для создания собственных историй для помощи своему ребенку. Если Вы хотите получше перенять опыт Ирины Гавриловой, то загляните в
статью | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Раз уж речь зашла о сказках, просто невозможно пройти мимо книги Дмитрия Соколова "Сказки и сказкотерапия". В ней так много всего - сказки, которые можно прочитать детям, комментарии к ним, теоретические идеи (НЛП и не только), рекомендации для родительского творчества - и очень "вдохновляющий" стиль! Просто начинаешь грезить сказками... И для детей... И для себя... Здесь я привожу только несколько сказок "для родителей" и анализ структуры волшебных сказок . Хотя книга стоит того, чтобы прочитать ее целиком. А если нет возможности ее купить или заказать в издательстве"Класс", то можно посмотреть электронную версию на авторской странице Дмитрия Соколова или в разделе "Сказки" сообщества "Семья и детство" клуба "ЧеловекИ". | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Тем, кто любит подробные инструкции, пригодится еще одно подробное руководство
по придумыванию волшебных сказок и историй - книга Марты Ф.Виглсуорт
"Вилли и его друзья" (руководство по созданию метафор для
развития у ребенка чувства собственного достоинства). Это пошаговое руководство
будет интересно и начинающим, и тем, кто уже поупражнялся и хочет достичь более
высокого уровня. Кроме того, действительно здорово подобран "набор
инструментов по уходу за чувством собственного достоинства" - думаю, и
некоторым взрослым приятно будет освежить свои навыки... И снова - много
полезных примеров.
Вилли и его друзья... | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Истории можно применять и для группы ребятишек. "Я не такой как все, мне нет
места среди них" - мало кто не сталкивался с этим в детстве. Грустно чувствовать
себя "гадким утенком", "белой вороной". А дети "по-детски" жестоки... Любые
нотации взрослых только ухудшают дело. История из книги Д.Миллс и Р.Кроули
"Терапевтические метафоры для детей и "Внутреннего ребенка"
демонстрирует пример мастерского присоединения, рефрейминга и активизации
нового поведения как для вашего "подопечного", так и для его окружения. Розовый слон Eще один пример из этой книжки - история, написанная для детей с недостаточной внимательностью и чрезмерной подвижностью
| ![]()
И еще один сюжет, который тоже может быть полезен воспитателям и психологам в детском саду, возник у меня в связи с желанием помочь малышам, слишком бурно выражающим свою "любовь" к другим деткам
| Сказка о Ветре и Цветке
| ![]() Истории хороши тем, что они дают возможность
воспитывать ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, например,
детского гороскопа. В этом разделе приведены типологические
особенности развития и воспитания детей, родившихся под разными знаками Зодиака:
| Звезды о детях А здесь - Зодиакальные сказки для всех знаков. В дальнейшем здесь будут приведены и другие сказки и истории, подходящие детям разных знаков. Некоторые приемы практической психологии
| ![]()
Каждый хочет видеть своего ребенка счастливым и самостоятельным.
Но в конкретных ситуациях бывает трудно оценить, какой путь воспитания ведет к
желанному результату. Здесь приводятся советы психотерапевта Брайана
Шелби, подсказывающего эффективные способы решения проблем, с которыми
к нему часто обращались родители. Посмотрите, может быть, они пригодятся и Вам. | Советы Брайана Шелби...
| ![]()
Судя по письмам и конференциям, многие родители сталкиваются с проблемой
детской ревности и вообще отношений между братьями и сестрами.
Психологи дают на этот счет разные советы (см., например, Советы Брайана Шелби...).
| Однако справиться с детской ревностью не так просто, поскольку она завязана
на очень глубокие подсознательные структуры, в том числе, чисто инстинктивные -
самосохранение, борьба за лидерство, за внимание взрослых, олицетворяющих защиту
и источник физического и эмоционального комфорта. Поэтому просто бороться с
ревностью бессмысленно, нужно, во-первых, "успокоить" подсознание ребенка,
убедить его, что второй ребенок не несет опасности потерять любовь родителей или
признание окружающих, а во-вторых, дать подсознанию (а потом уже сознанию) новые
модели поведения для реализации чувства собственной значимости и безопасности в
новых условиях. Здесь родители могут использовать сказки и истории, показывающие
преимущества и ценность совместной деятельности (для знатоков НЛП - это пример
рефрейминга). Кроме того, безусловно, полезно прочитать детям и терпеливо ввести в вашу и их жизнь стратегию поиска взаимоприемлемого решения, отлично описанную и адаптированную к детскому восприятию в "Историях про Энни".
| ![]() "У меня не получается!!! Я не буду это делать!!!" -
двенадцатилетняя девочка, пропустив очередной мяч на корте, бросает ракетку и плачет. Маленький мальчик, проигрывая
более сильному шахматисту, долго сдерживается, но в конце тоже разражается слезами. Такие случаи часто встречаются
в письмах родителей, тренеров, и людей, работающих с детьми. Дети очень эмоционально реагируют на малейшие неудачи,
и не всегда могут сами выработать правильную стратегию выхода из таких ситуаций. А между тем, это очень важно -
научиться не падать духом при столкновении с трудностями. Если вы поможете ему в этом, научите
даже неудачу рассматривать как повод для развития своих способностей, в будущем этот навык пригодится ему в
различных жизненных ситуациях. Как лучше это сделать? | Как преодолеть трудности в обучении
| ![]() "Прихожу домой, а моя обычно жизнерадостная и непоседливая малышка ходит вялая, заторможенная. Рано попросилась спать, даже сказку не стала слушать. С виду вроде бы здорова. Я спросила у мамы, она говорит, что ничего особенного с ребенком не происходило, разве что днем на площадке она сильно испугалась велосипедиста, неожиданно возникшего рядом:"
Существует расхожее мнение, что со временем все пройдет само, мол, "время лечит".
| Однако психологи знают, какие долговременные следы оставляют детские случаи испуга, неожиданных падений и травм. А между тем родители могут предотвратить многие будущие сложности при помощи достаточно простых действий сразу после происшествия. Помощь при ушибах и сильном испуге
| ![]()
Стыдно признаться, но в жизни практически каждого есть моменты, когда несмотря на все теплые чувства ваш ребенок
вдруг начинает Вас безумно раздражать. Почему-то все, что бы он ни делал, действует Вам на нервы, мешает
сосредоточиться на своих делах или расслабиться. Вы чувствуете, что "закипаете" и готовы "взорваться". Наверное, не
ошибусь, если скажу, что частенько мы даем выход накопившемуся раздражению и гневу, вылив все эмоции на ребенка. В
чем же дело? И как с этим бороться? Предлагаю Вам один из моих любимых "рецептов". | Как "выпустить пар" и не обжечься?
| ![]()
Если уж Вы дочитали страничку до этого места, то без сомнения, Вас можно назвать вдумчивым и заботливым Родителем.
Но если все же хотите себя проверить, предлагаю Вам несколько тестов.
Надеюсь, они дадут Вам некоторую обратную связь и помогут отследить положительные изменения по мере дальнейшего
изучения практической психологии. В ближайшее время я планирую помещать здесь новые тесты для родителей и для
детей. | Не только НЛП ...Опыт применения приемов и методов из различных областей психологии и эзотерики
|
Выше на этой страничке опубликованы тексты классиков НЛП и мои заметки, основанные на собственном опыте применения
приемов НЛП в воспитании и ежедневном общении с детьми. Судя по письмам, пришедшим мне после открытия этой
страницы, многим родителям оказались интересны и практические приемы, и теория, на которую они опираются.
Поскольку, помимо НЛП, есть еще ряд приемов и теоретических положений, которые мне очень помогли и помогают в
воспитании ребенка, ниже я помещаю описание некоторых из них со своими комментариями. Еще раз отмечаю - я не хочу
сказать, что это самые лучшие методы - просто это те, которые остаются в моем родительском "репертуаре" после
проверки временем. Если что-то окажется созвучно вашим мыслям и чувствам - пусть это послужит вам поддержкой. Если
нет - смело пропускайте и ищите близкое вам.
|
Успехов!
| ![]()
Когда, в каком возрасте следует приучать ребенка к дисциплине, до скольки лет можно баловать его и уступать его
требованиям, с какого возраста желание заполучить игрушку из любопытства становится жадностью, какие качества
требуют особенной поддержки в данный момент, а что можно спокойно отложить на потом, не предъявляя к ребенку
завышенных требований? Часто родители чувствуют, что делают что-то не так, но так сложно бывает различить, какие
действия нам подсказывает интуиция, а какие - наша слабость и привычка поступать так, как с нами поступали в
детстве. Поэтому, при всем том, что с моей точки зрения, приоритет должен быть отдан интуиции ("обращаться с
ребенком, как сердце велит и душа просит"), иногда бывают полезными и некоторые логические и научные доводы,
например, такие как теория возрастного развития Эрика Эриксона
| А здесь - Дипак Чопра "С чего начать" - возрастные особенности развития духовных качеств. Как пройти их вместе с ребенком, помочь ему ощутить свою подлинную сущность - так важно сделать это вовремя!
| ![]()
"Любить своих детей так, чтобы научить их любить мир, - это очень трудная задача, но именно в этом заключается
человеческая карма служения. Это служение миру, служение эволюции, служение Богу. Каждый из живущих на Земле имеет
обязанность такого служения как житель Вселенной. Хочешь бессмертия души, хочешь бесконечного света и радости -
научись светить." Подробнее о задачах родителей, о том, что важно в воспитании и развитии ребенка,
можно прочитать в книге известного петербургского психолога, известной под именем Эль Тат, в главе "Карма служения"
|
| ![]()
Наказывать ли ребенка и как? Где грань между вседозволенностью и излишней
строгостью? Как воспитать в детях нужные качества, не подавляя их Личность? Рано или поздно с этими
вопросами сталкивается каждый Родитель. С моей точки зрения, этот вопрос не решается на "бытовом"
уровне - "шлепать нельзя, а в угол ставить можно". Зато он становится гораздо понятнее, если
рассматривать его с более высокого уровня (в НЛП - уровень ценностей и духовности), задав себе
вопрос -
| "А что важно? Что мы хотим получить в результате, каким мы хотим видеть своего ребенка в будущем?" Известно, что если родители не принимают (наказывают) поступки ребенка, то он перестает воспринимать себя как успешную Личность, затем оказывается не в состоянии принимать других такими, как есть, а со временем начинает отвергать и "наказывать" весь мир. То есть неприятие порождает неприятие. А уважение к людям начинается с искреннего родительского уважения к Личности ребенка. Однако сказать это проще, чем сделать... Как же реализовать это в жизни? Предлагаю воспользоваться опытом семьи Дипака Чопры, описанным в его книге "Семь Духовных Законов для Родителей" "Как научить отличать правильное от неправильного". |
Главная страница | Новости | Интернет-тренинг | Ссылки |
|